Архив блога

Блог посвящен классической фотографии.

Блог посвящен классической фотографии.
Фото я назвал "Под грибами" :-) Фотокамера Смена-1, с двухлинзовым объективом собственного сочинения. Фотопленка Советская ФН-100. Все материалы блога (текст, графика, видео) являются авторскими и принадлежат владельцу блога!

воскресенье, 15 декабря 2013 г.

"Тёмная комната", как сэкономить


Статья выходила ранее в альманахе «Дальномерная жизнь».

  • Самое первое и самое главное что я Вам скажу, заниматься «светописью» нисколько не разорительно как кажется вначале. Думаете я говорю про мутные, серые фотокарточки 70-х годов из семейного альбома? Ну что Вы, конечно нет! Я имею ввиду большие, сочные фотографии, которые не стыдно повесить в рамочке на стену, или купить для них большой красивый альбом. Которые можно показать друзьям и те будут недоверчиво переспрашивать: «Это с плёнки? Не может быть!» Думаете преувеличиваю, да нисколько. Хотел поболтать с Вами только про печать, но так выходит что придётся немножко затронуть и всё остальное, иначе никак.
  • Как это бывает? Обычно народ в этом деле идёт двумя путями: первый и самый ходовой — это деньги. Второй - «джедайский», т.е. почти без денег. Как ни удивительно, но первый совсем не гарантирует хороших карточек. Покупаются всё более дорогие причиндалы, более дорогие химикаты, но шедевров как не было, так и нет. И знаете почему? А всё просто. Деньги для чего? Чтобы не париться. Иными словами, отсутствие мастерства заменяется ростом финансовых вложений. Хотя нет, иногда начинает что-то получаться, но это уже тогда, когда автоматически начинает работать Закон перехода количества (денег) в качество (карточек). Мне кажется это скучновато, нет? Вот видите как всё плохо с первым вариантом, сколько у него недостатков. Но должен сознаться что при всём при том, он изумительно хорош и даже неизбежен для тех, кто прошёл весь второй путь, преодолев все ступени «джедайства».
  • Вот тут я хочу сказать вторую важную вещь. «Джедайство». Я считаю обязательным на время заменить это понятие словом «профессионализм», иначе у нас ничего не получится....я имею ввиду с фотографией. По большому счёту под определение «джедайство» попадает очень много важных вещей слагающих нашу жизнь, вплоть до зимней рыбалки (ведь рыбу можно заказать надом из супермаркета, зачем весь день мёрзнуть на льду?). Понимаете о чём я? Давайте просто попробуем получить удовольствие от процесса, не только от рыбы.
  • Так сколько же может стоить удовольствие от этого самого процесса? Дорогой читатель, прошу не судить меня строго, сейчас я буду высказывать всякие бредовые суждения. Ну например; что плохих камер не бывает. Как Вам? Или что не бывает плохих плёнок. А? Знаете что это означает на деле? А вот что: можно купить камеру за сто рублей, зарядить в неё плёнку приобретённую по цене 6 рублей за метр, и снимать шедевры выставочного качества. Это конечно своего рода экстрим, скажем так, крайность, но на самом деле это реальность и является мерой мастерства, или профессионализма (джедайства). Можно ещё так резюмировать: пока Вы не научитесь делать хорошие фотографии с обычной дешёвой плёнки, на обычной дешёвой бумаге, самым обычным фотоувеличителем, о Кайзерах, мультиконтрастах, «точках» и прочих атрибутах Высокой Фотографии следует забыть! Если хотите, можете считать это ещё одним бредовым высказыванием. А теперь давайте посмотрим, что же нам позволит мелочь в карманах? Уверяю Вас, позволит всё! Всё чтобы радоваться жизни и получать кайф от процесса. Между прочим, будет кайф будет и рыба (имеются ввиду шедевры). В камерах мы сегодня копаться не будем, чем снимать - дело вкуса. Кому Лейкой, кому Сменой, и та и та в принципе выдают отличные негативы.

  • Плёнки.
    Сейчас продаётся большое количество импортной «просрочки», причём совершенно работоспособной по цене примерно 60% от номинала, не буду мусолить, и так все это знают. Хотите ещё дешевле? Ладно - не вопрос, есть Советская! Однако надо учесть, что рубеж 90-го года сейчас для них критический. Штучные ролики этих годов чувствуют себя обычно неважно, хранились они как правило в квартирах, в тепле, так что.... только для художественных целей, со спецэффектами. Зато киноплёнки в больших железных банках, вот это тема, у некоторых даже ISO на месте (я лично А-2Ш 90-ого года как 800 снимаю). И чего тут только не встретишь! И КНы, и ФНы, и Ашки, и знаменитый Тип-17, и ещё наименований десять — настоящее раздолье, и поверьте наслово, при правильно подобранной проявке все они очень даже хороши, причём каждая по своему, бери и пробуй! Плюс этих плёнок ещё в том, что большую часть своей жизни они провели в специальных хранилищах. Качественная железная упаковка на порядок лучше простой бумажки. И потом, сразу оказывается в распоряжении большое количество фотоматериала, в общем стоит обратить внимание. Сами подумайте 200 - 500 метров вполне живой плёнки, да на халяву разве не кайф? Учтите, если у вас в распоряжении будут 2 — 3 ролика в холодильнике — это не дело. Вы будете потеть, вздыхать и сопеть над каждым кадром, так и не нажмёте на кнопку спуска. Снимать надо свободно и раскованно. Вы не катаетесь на коньках? Ага, понятно. Помните, наверное, как это было: пока ещё учитесь, коньки страшно мешают, верно? Через сколько-то дней упражнений наступает такой момент, когда вдруг замечаешь, что собственно, коньков-то на ногах вроде как и нет! Остаётся лишь ощущение полёта. Вот и с камерой точно так же. Но для этого надо много и часто снимать, поэтому уясните для себя простой факт: плёнка — это «расходник».
  • В чём мочить плёнку? 
    У-у-у какой тут простор для извращений, сколько возможно вариантов, опять же сколько кайфа предвидится! Ну как в чём, во первых бачок. Однозначно рулят Советские односпиральные фотобачки для узкой плёнки, лучше бачков не существует. А из двухспиральных бывает получаются великолепные цветочные горшки, что тоже не может не радовать. Что касается проявителей-закрепителей, можете смело обратить свой творческий взор в сторону вторичного рынка. При покупке, пакетики со старой фотохимией надо проверить на целостность, чтоб дозировка была на месте. Если так, то даже задубевший порошок проявителя и уж тем более фиксаж однозначно рабочие на все сто, не смущайтесь их музейным видом. Причём старые проявители сами по себе были совсем неплохие. Вот которые в таблетках, те не айс - разводятся плохо, ресурс меньше, но опять же если руки откуда надо, то плёночку Вы им проявите прекрасно, всё будет красиво. Причём тут практически никаких «танцев с бубном» (боже, как у нас боятся этой фразы!), почти так же Вы будете разводить и свежий импортный из пакета. Тут же можно помянуть и химию для бумаги. Проявители в большой расфасовке (на 1 литр, на 5 литров, 10), тоже можно смело брать и расходовать не жмотясь, качество их отменное а цена сейчас совсем грошовая, нормальное явление 200 — 300 р. за 5 литров.

  • Фотобумага. 
    С фотобумагами так же как и с плёнками — «просрочка» и надо смотреть год. Всякие «Самшиты», «Берёзки» и пр. с полиэтиленовым покрытием скорее всего будут мёртвыми. Ну тут я не знаю, если только использовать как многоразовую туалетную бумагу... С Казанскими Бромпортретами и Унибромами ситуация таже. Вообще из бумаг можно обратить внимание на баритовую производства Питерского объединения «Позитив» года так 90-ого и позднее. Единственная известная мне очень стойкая в хранении и очень качественная фотобумага Советского производства. Отпечатки на ней действительно очень хороши и сейчас. Мелкое зерно эмульсии, приятный едва коричневатый тон. Былой светочувствительности у неё конечно нет, но и появление вуали легко предотвратить добавлением всего 30 — 50 гр. антивуалента на литр проявителя. Впрочем и бумаги слегка подпорченные вуалью, тоже могут быть полезны. При умелом обращении кроме позитивного изображения, на них бывают такие интересные эффекты, каких никаким фотошопом не добьёшься, тут важен художественный вкус. Более поздние просроченные фотобумаги с надписью «Славич», вообще от свежих абсолютно ничем не отличаются (ну если только дешевле раз в 7 — 10). Это обычный «Славич» в синих пачках. Есть (но это крайне редко и не знаю откуда) такой же «Славич» но в белых пачках, это что-то! Распаковав такой Вы с удивлением обнаружите внутри чёрный пластиковый пакет аккуратно запечатанный двумя пломбами с надписями на Английском языке, что-то типа они уже 70 лет с нами на рынке, в пакете будет фотобумага вообще восхитительного качества. Причём снаружи пачки об этом ни пол-слова! Если хорошенько поискать, то «Славича» можно взять ну очень много. Бывает и импортная «просрочка», но та в любом случае намного дороже. Что касается формата бумаги, самый оптимальный 18х24 см., на таком все без исключения плёнки выглядят прекрасно. Если прекрасно не выходит, например очень крупное зерно, значит неправильно проявляете плёнку. Нормальная цена пачки «Славича» такого размера, 300 — 400 р. за сто листов, так что можно взять пачек 5 — 6 и ни в чём себе не отказывать, конечно кайф.

  • Добрались до фотоувеличителя. 
    Тут наверное рулят «чемоданные» варианты. Их прелесть в том, что в обычной малометражной квартире его можно так убрать, что если долго не печатали искать будете пол дня, а то и больше. По большому счёту в оном приборе главное это объектив, штатные как правило вызывают только сочувствие, но с помощью элементарных манипуляций руками легко меняются на хорошие, например от фотоаппаратов ФЭД, Зоркий, для печати 18х24 вполне хватит. Стоят такие волшебные фонари в районе двух литров пива, ну ещё рублей 200 объектив который вкрутите вместо родного. Это конечно дрова, но повторюсь, если хорошие карточки 18х24 не получаются, виноват совсем не увеличитель, что-то где-то Вы упустили, совершенствуйтесь. Вот ещё есть косяк у этих приборов — прижимные стёкла. От этого дЭвайса надо сразу избавляться. В Нете можно найти много советов как делаются безстекольные рамки, придётся сделать. Лампу можно запихать обычную матовую, только маркировку краской на колбе обязательно смойте, делается это уксусной эссенцией.
  • Ну из сопутствующего... на качество фотошедевров очень благотворно влияют добротные железные красные фонари Советской эпохи. Их сбрызгивают изнутри «жидким хромом» (серебрянка) из баллончика, завинчивают в патрон энэргосберегающую лампу ватт на 20 — 35 и получают фотопрожектор, причём неубиваемый. Кстати, если где то подвернётся какой нибудь убогий объектив с надписью 100 мм. или больше, не брезгуйте, суньте в карман. Глядя через него удобно наводить резкость при печати, потому что специально заморачиваться на покупку фокускопа это заморачиваться, а так будет ему замена.
  • Знаете что скажу на прощанье? Я думаю у Вас всё получится, нет я просто уверен. Однажды наступит день, когда Вы проявив самую обычную дешёвую плёнку, отпечатав её при помощи незамысловатого УПА на обычной бумаге обнаружите, что скан на мониторе гораздо хуже - запомните эту дату. Это день рождения нового фотографа. И в этот же день Вы сами поймёте что теперь Вам нужна только очень хорошая плёнка, очень хорошая камера, самая лучшая фотобумага и совершенно другой увеличитель.




Комментариев нет:

Отправить комментарий