Архив блога

Блог посвящен классической фотографии.

Блог посвящен классической фотографии.
Фото я назвал "Под грибами" :-) Фотокамера Смена-1, с двухлинзовым объективом собственного сочинения. Фотопленка Советская ФН-100. Все материалы блога (текст, графика, видео) являются авторскими и принадлежат владельцу блога!

понедельник, 23 декабря 2013 г.

Предлагаю начать



    /людям деятельным посвящается/

    Я не претендую на мастер-класс и не изображаю из себя гуру, моя цель скромнее - просто познакомить вас с истоками этого искусства, так сказать мы сейчас увидим азы.
    • Начал бы я с понятия аккуратность - это самое первое и самое главное условие. Оговорюсь сразу; если вам по каким либо соображениям не нравится это слово и всё что с ним связанно, тогда милости просим в фотолаб за углом, только я бы не советовал. Зачастую там неотлаженное оборудование, водопроводная вода, «убитые» напрочь растворы и крайне некомпетентные сотрудники, одним словом высокие технологии. Что, напугал? Ничего страшного — зато без «гемороя». Если нет, тогда вбейте себе в голову: вы собираетесь приобщиться к «великому и духовному». Здесь не замешивают краску в ржавом ведре, не мажут намотанной на палку тряпкой вместо кисти, не лупят газетой влипшую в свежий мазок муху. Вы приобщаетесь к древней религии и вступаете в храм изобразительного искусства, именно так, потому что все остальные прикладные функции фотографии (навроде фиксации вещьдоков и положения трупов), взяла сейчас на себя цифровая фотография, за что ей низкий поклон и уважение. Да простят меня «цифровики».
    • И так, у нас в распоряжении имеется аккуратность. Отлично, пол дела уже позади. Что дальше? Дальше осторожность, потому что как не крути, это всё же химия. Ну конечно вытяжные шкафы, противогазы и скафандры нам не понадобятся, но пробовать растворы на вкус я бы не советовал. Жуткой вони тоже не будет, поэтому не используйте бытовую посуду. Не потому что она навсегда станет радиоактивной, а потому что в горячке боя, вы можете что-то оставить в чашке на столе и ваши домочадцы выпив это по незнанию, надолго займут так необходимый вам сейчас санузел. Да, всё это за редким исключением не ядовито, но токсично. Галлюциноге́нных смрадных паров тоже не будет, не бойтесь, однако определённая осторожность и порядок, должны присутствовать.
    • Проявитель и закрепитель, часто продаются в виде порошка в пакетиках, хранить их в таком виде можно очень долго, лет 15 — 20 свободно. Разводить надо строго по инструкции, не абы как, полученный в результате раствор называется «сток», это как бы концентрат. Сток-раствор хранится гораздо меньше чем порошок, год или два, при условии что из тары выдавлен весь воздух и темно и прохладно. Замораживать его нельзя. Очень распространённая ошибка — порошковые реактивы категорически нельзя развешивать на порции! Если на литр — значит на литр, если на пять — значит на пять, и обязательно весь пакет целиком. Это потому что в составе реактива всегда несколько компонентов, например случается того же самого метола (собственно проявляющего вещества) может быть всего пара граммов, т. е. несколько крупинок на весь пакет порошка! Впрочем в Рунете можно встретить целые темы, о том как и чем развешивать на части готовый проявитель (Kodak например), я лично к этому советую относиться толерантно — психи тоже люди. Там же кстати можно увидеть очень основательные тесты различных плёнок (после такой чудо-проявки) и сравнение их с цифрой (потом всё это тиражируется по Интернету) … м-да.  Итак продолжаем. Непосредственно перед обработкой фотоматериала из стока готовят рабочий раствор, такой концентрации, какая нужна именно для этой плёнки. Рабочий раствор не хранится вообще, в лучшем случае неделю и то в холоде. Вообще для плёнок, бумаги и химии придётся зарезервировать некоторый объём в холодильнике (только не в морозилке!) Опримальная температура хранения 4 — 7 градусов со знаком плюс. Отснятые плёнки, должны ждать своей очереди на проявку, тоже в холодильнике. Конечно это не категорическое условие, можно и в шкаф забросить, но если вы планируете в художественном плане «отжать» их по максимуму, то только холодильник и промежуток между съёмкой и обработкой день — два. Ещё под всё это хозяйство потребуется небольшой уголок или шкафчик в вашем жилище. Что там должно быть?
    • Очень важная вещь — термометр для жидкостей, хотя бы от 0 градусов и до 50-и, любой, с ценой деления 1 градус. Конечно лучше всего длинный тоненький лабораторный, его удобно вставлять в бачок для контроля температуры в процессе, хотя пока это не обязательно. Ошибка температуры на 1 градус, считается критичной, особенно при «быстрых» процессах.
    • Дистиллированная вода. Зная качество воды в наших водопроводах, могу сказать что это обязательное условие. В водопроводной часто уже невозможно ничего растворить, это готовый Нарзан, а фото химия это сами по себе очень насыщенные растворы. Ну в общем, в противном случае проявитель может получиться мутным, с нерастворимым осадком и с совершенно непредсказуемыми фотографическими свойствами. Не пугайтесь, вы же покупаете «омывашку» для стёкол машины в автозапчастях, там же продаётся и эта вода. 5 литров за 50 р. вам хватит за глаза, на несколько раз. Хотя тоже … Настоящие фотоманьяки гонят дистиллированную воду сами, прекрасная штука! В такой всё растворяется быстро, без остатка, раствор получается кристально чистым и долго стабильно работает.
    • Мерная пробирка на 50 или 100 мл., лучше конечно стеклянная, она без напрягов отмывается. Если попадётся желательно с подставочкой, чтоб на стол можно было поставить, просто удобно бывает. Тоже абсолютно обязательная вещь.
    •  Могут пригодится одноразовые шприцы, на 5 — 10 мл. Это если будете пользоваться концентрированными проявителями типа «Родинала», очень удобно отмерять порции по 2 или 3,5 мл. Те же пресловутые фотоманьяки в них держат уже расфасованный концентрат проявителя, например в больших шприцах. Выдавил нужные тебе 3 мл., одел колпачок на иголку и в холодильник, до следующего раза. Дело в том что, фоторастворы при хранении совершенно не переносят контакта с воздухом, быстро окисляются.
    • Обязательно прибарахлитесь тёмными пластиковыми бутылками из под пива, пойдут ёмкостью 1 литр. Есть конечно специальная тара, но можно и так. Тоже для хранения фото растворов. Отливаете сколько надо, навинчивате пробку но не до конца, выдавливаете весь воздух (ещё раз напоминаю что фоторастворы с ним не дружат), затягиваете пробку. Сполоснули под краном и в прохладное тёмное место. При таких условиях сохранность химии в течении года или двух — гарантирована. Так же, в этих бутылках можно делать «замесы» фото реактивов, расфасовка порошков обычно практикуется из расчёта на 1 литр.
    • Ну понятное дело вороночка пригодится, чтоб в горлышко бутылки вставала. Любая подойдёт.
    • Ещё обязательная вещь — две прозрачные ёмкости на 500 мл. и желательно, чтобы из них было удобно выливать тонкой струйкой, чтоб не подсекалось. Стандартный проявочный бачок для узкой плёнки, обычно имеет ёмкость 350 мл. Вот эту величину нужно отметить маркером на стенках этих ёмкостей. Ещё обязательно тем же маркером их подписать, например «П» (проявитель) и «Ф» (закрепитель, фиксаж), потому что растворы обычно бесцветные и велика вероятность их попутать. Смысл сего девайса в следующем: непосредственно перед проявкой делать раствор из жидкого концентрата и подгонять температуру до нужной величины, путём опускания в таз с горячей или холодной водой. И из них же раствор заливается в закрытый фото бачок.
    • Ну фильтровальная бумага, я не знаю. Это зависит от того, на какой воде будете замешивать. Если вода действительно дистиллированная, то обычно отфильтровывать нечего. А если есть чего, то непонятно что вы отфильтровываете, или часть «Нарзана» в осадок выпала, или это какой-то из компонентов проявителя «неприжился». Да, штука такая …
    • Понятное дело — необходим сам проявочный фотобачок. Из бюджетных вариантов лучше всего отечественный «односпиральный». Его зарядка плёнкой на порядок проще и быстрее, чем двухспирального.
    • Щипчики для снятия капель с плёнки. При определённой сноровке их с успехом заменяют два ватных тампона, смоченные в дистиллированной воде.
    • Очень бы не помешали часы с секундной стрелкой, электронные с циферками гораздо менее удобны. Секундная стрелка, столь же необходимый девайс как и термометр.
    • Лабораторный красный фонарь на этом этапе не нужен, хотя некоторые пытаются. Все манипуляции с плёнкой исполняются в полной темноте, исключительно на ощупь, поэтому полезно предварительно потренироваться на свету. После того как плёнка заряжена в спираль катушки и крышка фотобачка закрыта, можно включать свет. До конца этапа фиксирования, бачок открывать запрещено.
    • Как вы догадываетесь, для приобретения этого необходимого минимума инвентаря, кредит брать не обязательно, правда придётся посетить специализированный магазин, или заняться поисками в  Интернете, потому что в ближайшем скпермаркете вы врядли всё это найдёте.
    • Как заряжать фотобачёк и что с ним потом делать, поговорим отдельно. Скорее всего я сделаю видео на эту тему. Вообще планируется много всякого видео, сейчас я работаю над этим. Удачи.
    Да знаю знаю.....
      1. Очень много букаф. Ниочем вобщем-то...
      2. Зачем такой огород городить? Что это, это садо-мазо? Я думал это о фотографии.
      3. А вы хоть подумали, кто вот это все читать будет?
                                                                                                                              .....и грустно вздыхаю.

      2 комментария:

      1. Интересно написано, ждем продолжения, фото и видео будет полезно

        ОтветитьУдалить
        Ответы
        1. Спасибо Макс. Готовится много материала :-)

          Удалить